РАСТЕНИЕВОДСТВО

Растениеводство в Казахстане начало активно развиваться лишь в XX веке и сегодня является одной из ключевых отраслей экономики, обеспечивая 37% доходов государственного бюджета. В этой сфере занято 16% населения. Сельскохозяйственные земли составляют 40% территории страны, при этом 80% посевных площадей отведено под зерновые культуры, среди которых доминирует пшеница, обладающая высокой урожайностью. Ее реализуют как на внутреннем рынке, так и экспортируют, получая значительную прибыль. В расчете на одного жителя Казахстана производится около 970 кг зерновых ежегодно, что позволяет стране уверенно занимать второе место в мире по этому показателю.
Обзор рынка растениеводства в Казахстане

Выявленные основные проблемы в развитии агропромышленного комплекса Казахстана.
За эти годы тенденция стабильного развития растениеводческой отрасли продолжала сохраняться, так, посевная площадь сельхозкультур увеличилась на 3 %, в том числе: масличных – на 2 %, овощебахчевых культур и картофеля – на 4,2 %.
Площадь орошаемых земель увеличилась на 5 %, а площади применения водосберегающих технологий – на 9 %.
Средняя урожайность картофеля выросла на 4 %, овощей – на 3 %, сахарной свеклы – на 6%, плодово-ягодных культур – на 7,8 %.

Вместе с тем не на должном уровне идет процесс диверсификации в растениеводческой отрасли. В основных зерносеющих регионах страны преобладает монокультура. Недостаточное внимание уделяется развитию кормопроизводства. Крайне медленными темпами идут расширение орошаемых земель и внедрение современных влагосберегающих технологий.
Имеются недостатки в работе по сохранению плодородия почвы. Объемы вносимых минеральных удобрений составляют только 23 % от научно-обоснованных норм, а по органическим – всего лишь 1,2 %. За указанный период объемы отечественных удобрений составили в среднем 65 % от общего объема внесения удобрений, импортных – 35 %. У сельхозтоваропроизводителей пользуются спросом удобрения, не производимые в республике (карбамид, сульфат аммония, сложные (азотнофосфорно-калийные) удобрения, жидкие и микроудобрения).

Сложная ситуация складывается и в системе семеноводства. Из-за недостаточного развития отечественной системы семеноводства снижается обеспеченность по семенам основных видов сельскохозяйственных культур. Так, импорт семян пшеницы за последние пять лет вырос в 7 раз, ячменя в 4 раза, а обеспеченность по семенам гибридов масличных, овощных культур и сахарной свеклы составляет порядка 10 %. Отстают от требований времени и темпы обновления технического парка сельского хозяйства. Так, в 2020 году этот показатель составил 4,1 % при нормативе 6-8 %. В настоящее время около 76 % технического парка имеют сроки эксплуатации свыше 10 лет.
В большинстве регионов нет реальной диверсификации в растениеводческой отрасли, нарушаются правила землепользования на фоне отсутствия действенных методов контроля.
В Республике Казахстан ежегодная потребность семян по группам культур: зерновых культур и зернобобовых – 2,0 млн тонн, масличных культур – 87 тыс. тонн, кормовых культур – 23 тыс. тонн, картофеля – 289 тыс. тонн. По остальным культурам, таким как кукуруза, плодовые, ягодные, орехоплодные, рожь озимая, овощные, бахчевые, семена картофеля и сахарная свекла, обеспеченность семенами отечественной селекции составляет менее 10 %.
Материально-техническое оснащение семеноводческих хозяйств в Казахстане исправной техникой составляет 36 %, более 60 % семеноводческих хозяйств имеют технику со сроком службы свыше 10 лет, требующую обновления.

Начата работа по развитию органического земледелия. С 2009 года сертифицированные площади органических земельных угодий увеличились более чем в 2 раза – с 134 тысяч га до 300 тысяч га. В настоящее время 70 хозяйств получили сертификаты иностранных органов по подтверждению соответствия на производство органической продукции.
По международному рейтингу IFOAM из 123 стран, экспортирующих органическую продукцию в страны-члены ЕС, Казахстан занимает 9-е место, в том числе по органической пшенице – 4-е место, по органическим семенам масличного льна – 6-е место.
Не на должном уровне используются имеющие возможности по развитию органического земледелия. Из общей площади сельхозкультур 22 млн га по технологиям органического растениеводства возделываются всего лишь около 1,5 %. При этом по расчетам зарубежных экспертов в Казахстане 46 % используемой пашни (11,5 млн га) и 70 % пастбищ по экологическому состоянию пригодны для ведения органического растениеводства и животноводства.
В стране не существует внутреннего рынка сертификационных услуг в области органического производства. Отсутствуют формы коллективной сертификации производителей органической продукции.

Нуждается в совершенствовании нормативно-правовая база производства и оборота органической продукции.
За 2018 – 2020 годы площадь очагов карантинных объектов снижена с 135,8 тысяч га до 61,8 тысяч га в 2021 году. Вместе с тем, в связи с развитием интеграционных процессов и ростом товарооборота с другими странами остро стоит вопрос модернизации фитосанитарной службы.
Нет системы фитосанитарной прослеживаемости, учета оборота и применения средств защиты растений.
Проведенное в 2014 году разделение полномочий между центральным и местными исполнительными органами привело к разрушению единой вертикали земельной инспекции и как результат к ослаблению контроля за процессами землепользования. Остаются разрозненными структуры, призванные проводить агрохимическое обследование почв.

Все еще остаются недостаточными объемы финансирования работ по проведению почвенных изысканий и геоботанического обследования земель.
Помимо этого, неудачно выбранная тактика центральных исполнительных органов по использованию института частной собственности для активизации процесса вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в рыночный оборот в 2016 году вызвали негативную реакцию общественности, в результате которой пришлось наложить мораторий на отдельные положения Земельного кодекса. К сожалению, этот вопрос до сих пор остается нерешенным.

В результате земельных реформ количество хозяйствующих субъектов существенно выросло и в 2020 году составило 227 515 субъектов, в том числе крестьянские и фермерские хозяйства – 215806 субъектов на площади 66,2 млн га, негосударственные юридические лица – 11099 субъектов на площади 40,3 млн га, государственные юридические лица – 610 субъектов на площади 0,8 млн га.
Тем не менее, остаются не до конца решенными вопросы осуществления контроля за процессами землепользования из-за отсутствия их действенных методов определения видового состава растений на полях и пастбищах, основанных на современных цифровых технологиях. С целью сохранения стабильности границ земель нынешних сельхозформирований, чьи земельные участки в свое время были сформированы за счет земельных долей сельских жителей, предстоит пересмотреть и конкретизировать отдельные положения Земельного кодекса касательно прав граждан на условную земельную долю.

Таким образом, основными проблемами растениеводческой отрасли являются:
• низкий уровень диверсификации;
• отсталость селекционной работы и системы семеноводства, необеспеченность семенами отечественной селекции;
• ухудшение плодородия почвы;
• низкий уровень применения водосберегающих технологий на орошении;
• низкая техническая и технологическая оснащенность отрасли;
• высокая коррупционная составляющая при осуществлении контрольных и надзорных функций, оказании государственных услуг;
• низкий уровень цифровизации отрасли;
• неразвитость органического земледелия, отсталость технологий производства и переработки органического сырья, а нормативные правовые акты и национальные стандарты, действующие в области органического производства, не отвечают интересам отечественных производителей и не соответствуют международной практике;
• нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие эффективной системы контроля за процессами землепользования и соблюдением севооборотов
• полная децентрализация сферы управления земельных отношений и государственного контроля за использованием и охраной земель;
• ухудшение качества земель, отсутствие единой службы и платформы по качественному (почвенный, геоботанический, агрохимический) учету земель, невыполнение требований периодичности обследования ввиду отсутствия финансирования;
• отсутствие информации из единого источника о свободных земельных участках в электронном формате;
• низкие темпы вовлечения неиспользуемых сельскохозяйственных земель в оборот;
• проблемы условных земельных долей в части выхода из состава с конкретным земельным участком, в выплате дивидендов и запрета выхода при залоге в банках второго уровня;
• несоответствие методологического подхода в оценке состояния земельных ресурсов требованиям классификации LDN (показатель ЦУР 15.3.1), что не позволяет провести сравнительный анализ и оценку с другими странами.

Источник

Планируется увеличение земель под выращивание масличных до 4,95 млн га в 2030 году.

Реализуется программа «Северная соя», в рамках которой планируется в течении 5 лет довести посевные площади сои до 1,5 млн га, увеличить валовый сбор семян сои до более 3 млн тонн.

На сегодняшний день Казахстан экспортирует более 1 млн тонн масличных семян, основными импортерами являются Узбекистан, Китай, Бельгия).

Экспорт переработанной продукции превысил 300 тыс. тонн. Сюда входят растительные масла, подсолнечное, рапсовое, соевое, льняное. Стоит отметить, что по всем этим позициям одним из основных импортеров является Китай. Также важным экспортным продуктом переработки масличных является шрот и жмых, экспортируемый на соседние рынки, как Россия и Узбекистан.

Производство растительного масла

  • Строительство завода по переработке соевых культур в СКО, сумма $32 млн
  • Организация и развитие производства по выпуску растительных масел в Алматинской области, сумма $12 млн (brownfield)
  • Производство льняного масла в СКО, сумма $20 млн
  • Производство подсолнечного масла в Костанайской области, сумма $114 млн
  • Строительство маслоэкстракционного завода в Восточно-Казахстанской области, $50 млн
  • Расширение теплицы до 40 га в Алматинской области, $118 млн

Потенциальные меры государственной поддержки проектов растениеводства

  • Освобождение от таможенных пошлин на ввоз оборудования

  • Освобождение от КПН, земельного налога сроком на 10 лет, налога на имущество сроком на 8 лет

  • Инвестиционная субсидия МСХ по возмещению инвестиционных вложений до 25%

  • Субсидирование на выращивание приоритетных культур (удобрения, химикаты, семена и тд)

  • Местное и международное финансирование с процентной ставкой в национальной валюте

  • Подведение инженерной инфраструктуры до места реализации проекта.